Что лучше: вариатор, робот или автомат

Коробка передач — неотъемлемый элемент автотранспортного средства. Она измененяет тяговую силу колес. С ее помощью авто движется задним ходом и запускается двигатель на холостом ходу. Вид КПП необходимо учитывать при выборе автомобиля. Особое внимание надо обратить на то, чем отличается коробка автомат от вариатора.

Принцип работы коробки переключения передач

Коробка — комплект шестеренок, которые зацепляются в разных вариациях, в результате меняется тяговая сила. Каждая такая комбинация называется передачей. Число ступеней зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Различают трех-, четырех- и пятиступенчатые КПП. Во внимание не берется задняя передача.

Независимо от вида и особенностей конструкции, принцип работы КПП неизменный. Тяговая сила зависит от особенностей соединения первичного и вторичного вала. Именно коробка осуществляет такие изменения. Крутящий момент зависит от того, какие шестерни задействованы в работе.

Коробка автомат

С созданием автомобиля конструкторы начали задумываться над тем, как сделать вождение более комфортным и удобным. К сожалению, это было довольно сложным заданием. Автомобили с современными автоматическими механизмами появились в середине ХХ столетия. Первая модель была выпущена компанией Buick. За несколько десятилетий до этого автоматические КПП были установлены на шведские городские автобусы.

Как устроена коробка-автомат с гидротрансформатором

Гидромеханическая коробка была изобретена в результате соединения трех технологий, которые ранее разрабатывались отдельно друг от друга. В основе механизма — изобретение Феттингера. Неотъемлемый элемент —  гидравлическая система управления, а также планетарный редуктор.

Устройство гидромеханической коробки передач
Устройство гидромеханической коробки передач

Гидротрансформатор состоит из следующих узлов:

  • турбина;
  • статор;
  • насос.

Узлы помещены в корпус, залитый масляной жидкостью. Насос обеспечивает циркуляцию жидкости, в результате работают статор и турбина, передавая усилие от движка к колесам.

Схема устройства гидротрансформатора
Схема устройства гидротрансформатора

Хорошие и плохие стороны автоматической коробки

Достоинства «автомата»:

  • удобство в управлении;
  • возможность изменения передачи даже при максимальных оборотах мотора;
  • движок защищён от неправильного переключения передачи;
  • плавный переход с одной ступени на другую.

Недостатки:

  • высокая стоимость;
  • необходимость в частом обслуживании;
  • значительный расход горючего;
  • плохая динамика транспортного средства;
  • малая продуктивность.

Роботизированная КПП

Впервые «робот» был создан в 1939 г. Затем последовала длительная пауза. Технология не развивалась из-за недостаточного финансирования. Первыми они были установлены на машины Porsche. Серийное производство началось в начале ХХI столетия. С этого момента технологию стали усовершенствовать и развивать.

Устройство и принцип работы

Роботизированная КПП — следующее поколение механических аналогов. Переключение скоростей, выжим сцепления осуществляется с помощью двух сервоприводов и электронного блока. «Робот» сочетает в себе преимущества «механики» и комфорт автоматической коробки.

Особенность робота заключается в том, что его конструкция предусматривает наличие двух сцеплений. На одном завязаны четные передачи, на другом — нечетные. В процессе езды за передачу крутящего момента отвечает одно сцепление. При этом второе находится в режиме готовности, что обеспечивает плавный переход.

Устройство роботизированной коробки передач
Устройство роботизированной коробки передач

В зависимости от мощности двигателя, разделяют два типа робота: с мокрым и сухим сцеплением. Первые устанавливаются на авто с мощными агрегатами, вторые — с маломощными.

Плюсы и минусы робота

Преимущества «роботов»:

  • высокая динамика;
  • плавность хода и переключения ступеней;
  • экономия топлива;
  • высокая продуктивность;
  • возможность переключения рабочего режима трансмиссии;

Недостатки:

  • низкая надежность конструкции;
  • неустойчивость к сложным дорожным условиям;
  • дорогой ремонт и обслуживание.

Коробка вариатор

Серийное производство вариаторной трансмиссии было налажено в середине прошлого столетия. На первых этапах возникли проблемы с надежностью и долговечностью конструкции. CVT требовало доработок. Активно этим стали заниматься японские производители машин. Они достигли значительных успехов, и такие трансмиссии стали устанавливать на автомобили Subaru и Nissan.

Как работает вариатор

Наличие вариатора позволило приспособить автоматическую коробку к городским условиям езды. CVT представляет собой бесступенчатую КПП. Она состоит из гидротрансформатора и двух раздвижных шкивов, которые соединяются ремнем.

Устройство вариаторной коробки передач
Устройство вариаторной коробки передач

Принцип работы простой:

  • при сдвижении половинок ведущего шкива происходит выталкивание ремня наружу;
  • передаточное отношение увеличивается;
  • при раздвигании происходит обратное действие.

Гидротрансформатор обеспечивает начало движения автомобиля. Это одно из главных отличий вариатора от робота, после чего он отключается. Управление шкивами осуществляется электроникой.

Преимущества и недостатки вариаторной КПП

Плюсы:

  • высокая динамика;
  • отсутствие рывков во время перехода между ступенями;
  • экономия топлива.

Недостатки:

  • несовместимость с мощными двигателями;
  • плохо переносит сложные дорожные условия;
  • дорогие в обслуживании и ремонте.

Чем отличаются коробки передач, и какую лучше выбрать

Каждая коробка имеет свои отличия. При выборе автомобиля надо обратить внимание на достоинства и недостатки трансмиссии. Особенно важна разница в управлении и обслуживании. На стоимость автомобиля влияет вид установленной трансмиссии.

Механическая коробка, по сравнению с автоматической, отличается надежностью. Но механика неудобна в использовании. Поэтому, когда речь идет о комфорте, то надо остановить выбор на АКПП. Отзывы автовладельцев помогут решить, что надежнее и удобнее.

DriverAdviser.ru
Комментарии: 1
  1. Виктор

    Начинал я как и все с механической коробки. В те времена вообще считалось, что настоящие мужчины должны ездить только на таких автомобилях, типа «все держать под контролем». Но вот уже 10 лет у меня Опель с автоматической вариаторной коробкой. Если мне сейчас предложат снова вернуться на механическую, ни за какие деньги не соглашусь. Это уже прошлый век.

Добавить комментарий