Коробка передач — неотъемлемый элемент автотранспортного средства. Она измененяет тяговую силу колес. С ее помощью авто движется задним ходом и запускается двигатель на холостом ходу. Вид КПП необходимо учитывать при выборе автомобиля. Особое внимание надо обратить на то, чем отличается коробка автомат от вариатора.
- Принцип работы коробки переключения передач
- Коробка автомат
- Как устроена коробка-автомат с гидротрансформатором
- Хорошие и плохие стороны автоматической коробки
- Роботизированная КПП
- Устройство и принцип работы
- Плюсы и минусы робота
- Коробка вариатор
- Как работает вариатор
- Преимущества и недостатки вариаторной КПП
- Чем отличаются коробки передач, и какую лучше выбрать
Принцип работы коробки переключения передач
Коробка — комплект шестеренок, которые зацепляются в разных вариациях, в результате меняется тяговая сила. Каждая такая комбинация называется передачей. Число ступеней зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Различают трех-, четырех- и пятиступенчатые КПП. Во внимание не берется задняя передача.
Независимо от вида и особенностей конструкции, принцип работы КПП неизменный. Тяговая сила зависит от особенностей соединения первичного и вторичного вала. Именно коробка осуществляет такие изменения. Крутящий момент зависит от того, какие шестерни задействованы в работе.
Коробка автомат
С созданием автомобиля конструкторы начали задумываться над тем, как сделать вождение более комфортным и удобным. К сожалению, это было довольно сложным заданием. Автомобили с современными автоматическими механизмами появились в середине ХХ столетия. Первая модель была выпущена компанией Buick. За несколько десятилетий до этого автоматические КПП были установлены на шведские городские автобусы.
Как устроена коробка-автомат с гидротрансформатором
Гидромеханическая коробка была изобретена в результате соединения трех технологий, которые ранее разрабатывались отдельно друг от друга. В основе механизма — изобретение Феттингера. Неотъемлемый элемент — гидравлическая система управления, а также планетарный редуктор.

Гидротрансформатор состоит из следующих узлов:
- турбина;
- статор;
- насос.
Узлы помещены в корпус, залитый масляной жидкостью. Насос обеспечивает циркуляцию жидкости, в результате работают статор и турбина, передавая усилие от движка к колесам.

Хорошие и плохие стороны автоматической коробки
Достоинства «автомата»:
- удобство в управлении;
- возможность изменения передачи даже при максимальных оборотах мотора;
- движок защищён от неправильного переключения передачи;
- плавный переход с одной ступени на другую.
Недостатки:
- высокая стоимость;
- необходимость в частом обслуживании;
- значительный расход горючего;
- плохая динамика транспортного средства;
- малая продуктивность.
Роботизированная КПП
Впервые «робот» был создан в 1939 г. Затем последовала длительная пауза. Технология не развивалась из-за недостаточного финансирования. Первыми они были установлены на машины Porsche. Серийное производство началось в начале ХХI столетия. С этого момента технологию стали усовершенствовать и развивать.
Устройство и принцип работы
Роботизированная КПП — следующее поколение механических аналогов. Переключение скоростей, выжим сцепления осуществляется с помощью двух сервоприводов и электронного блока. «Робот» сочетает в себе преимущества «механики» и комфорт автоматической коробки.
Особенность робота заключается в том, что его конструкция предусматривает наличие двух сцеплений. На одном завязаны четные передачи, на другом — нечетные. В процессе езды за передачу крутящего момента отвечает одно сцепление. При этом второе находится в режиме готовности, что обеспечивает плавный переход.

В зависимости от мощности двигателя, разделяют два типа робота: с мокрым и сухим сцеплением. Первые устанавливаются на авто с мощными агрегатами, вторые — с маломощными.
Плюсы и минусы робота
Преимущества «роботов»:
- высокая динамика;
- плавность хода и переключения ступеней;
- экономия топлива;
- высокая продуктивность;
- возможность переключения рабочего режима трансмиссии;
Недостатки:
- низкая надежность конструкции;
- неустойчивость к сложным дорожным условиям;
- дорогой ремонт и обслуживание.
Коробка вариатор
Серийное производство вариаторной трансмиссии было налажено в середине прошлого столетия. На первых этапах возникли проблемы с надежностью и долговечностью конструкции. CVT требовало доработок. Активно этим стали заниматься японские производители машин. Они достигли значительных успехов, и такие трансмиссии стали устанавливать на автомобили Subaru и Nissan.
Как работает вариатор
Наличие вариатора позволило приспособить автоматическую коробку к городским условиям езды. CVT представляет собой бесступенчатую КПП. Она состоит из гидротрансформатора и двух раздвижных шкивов, которые соединяются ремнем.

Принцип работы простой:
- при сдвижении половинок ведущего шкива происходит выталкивание ремня наружу;
- передаточное отношение увеличивается;
- при раздвигании происходит обратное действие.
Гидротрансформатор обеспечивает начало движения автомобиля. Это одно из главных отличий вариатора от робота, после чего он отключается. Управление шкивами осуществляется электроникой.
Преимущества и недостатки вариаторной КПП
Плюсы:
- высокая динамика;
- отсутствие рывков во время перехода между ступенями;
- экономия топлива.
Недостатки:
- несовместимость с мощными двигателями;
- плохо переносит сложные дорожные условия;
- дорогие в обслуживании и ремонте.
Чем отличаются коробки передач, и какую лучше выбрать
Каждая коробка имеет свои отличия. При выборе автомобиля надо обратить внимание на достоинства и недостатки трансмиссии. Особенно важна разница в управлении и обслуживании. На стоимость автомобиля влияет вид установленной трансмиссии.
Механическая коробка, по сравнению с автоматической, отличается надежностью. Но механика неудобна в использовании. Поэтому, когда речь идет о комфорте, то надо остановить выбор на АКПП. Отзывы автовладельцев помогут решить, что надежнее и удобнее.
Начинал я как и все с механической коробки. В те времена вообще считалось, что настоящие мужчины должны ездить только на таких автомобилях, типа “все держать под контролем”. Но вот уже 10 лет у меня Опель с автоматической вариаторной коробкой. Если мне сейчас предложат снова вернуться на механическую, ни за какие деньги не соглашусь. Это уже прошлый век.