Современный двигатель управляется электроникой. Параметры контролируются при помощи множества датчиков. Они передают информацию на ЭБУ двигателя для корректировки впрыска и смещения угла опережения зажигания. Одно из таких устройств — датчик положения дроссельной заслонки. Автолюбители должны знать, зачем он нужен и как производится диагностика.
- Что такое ДПДЗ на автомобиле и за что отвечает
- Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
- Виды ДПДЗ
- Пленочно-резистивные
- Бесконтактный
- Симптомы неисправности датчика ПДЗ
- Снижение максимальной скорости
- Плавающие обороты ХХ
- Проблемы с ускорением
- Загорелся индикатор Check Engine
- Диагностика работоспособности датчика
- Измерение сопротивления
- Проверка сопротивления
- Заключение
Что такое ДПДЗ на автомобиле и за что отвечает
ДПДЗ — это электронное устройство (датчик), контролирующее угловое положение дроссельной заслонки автомобиля. Сенсор снимает показания и отправляет полученные данные для обработки в блок управления двигателем. Большинство датчиков просто преобразуют механическое угловое положение заслонки в специальный электрический сигнал постоянного тока.

Информация об уровне открытия дросселя необходима электронному блоку управления двигателя, чтобы правильно скорректировать впрыск, в зависимости от нагрузки. Последний параметр вычисляется именно по ДПЗД. Датчик помогает впрыску определить положение педали газа.
Кратко функции датчика:
- контроль угла открытия дросселя;
- вычисление динамики работы педалью газа для включения «кикдауна» (устройство для моментального увеличения скорости);
- включение режима продувки двигателя.
Принцип работы датчика положения дроссельной заслонки
Схема работы сенсора представляет собой следующую последовательность действий:
- Снятие показаний.
- Отправка сигнала в ЭБУ.
Простейший датчик — это потенциометр. Основная величина — сопротивление, которое меняется в прямой зависимости от положения заслонки. Ось вращения дросселя на одном конце имеет токосъемник — он двигается по потенциометру и меняет сопротивление резистора.
Чем сильнее нажатие на газ, тем меньше сопротивление. К примеру, при полном выжиме педали газа напряжение на выходе ДПДЗ — 4 Вольта. При отпущенной педали сопротивление будет большим, значит, соответственно, напряжение — 0,7 Вольт.

Показания датчика заслонки отправляются в контроллер, управляющий двигателем, который определяет, какое количество бензина подать в данный промежуток времени.
Виды ДПДЗ
В автомобилестроении существует два вида таких сенсоров:
- пленочно-резистивные;
- бесконтактные.
Различаются по принципу действия и строению.
Пленочно-резистивные
Устаревший вид, на смену которому приходят бесконтактные. В основе работы лежат металлические дорожки с разным сопротивлением, перемещаясь по которым, электросопротивление резистора меняется. Соответственно, меняется выходное напряжение на ДПДЗ.

Частая причина поломки пленочных сенсоров — стирание медного напыления. В результате контакт теряется, и педаль газа становится непредсказуемой. К примеру, автомобиль может начать дергаться при нажатии на акселератор или не реагировать на педаль, а затем резко поднять обороты до 2 тысяч.
Вторая поломка — износ сердечника на оси, из-за чего появляются царапины. Датчик начинает работать неправильно: контакт между ползунком и пластинами пропадает, автомобиль не реагирует на педаль газа.
Бесконтактный
Бесконтактные датчики имеют аналогичный принцип работы. Такие сенсоры используют явление магнитной индукции. По краям статора-сенсора расположены магниты, а посередине вращается сердечник, от положения которого зависит величина магнитного поля и, соответственно, выходное напряжение.
Практика показывает, что бесконтактные датчики намного надежнее: самые безотказные. Поэтому большинство автовладельцев при поломке первого вида датчика устанавливают бесконтактный. Изнашиваться в них нечему.

Симптомы неисправности датчика ПДЗ
Выявить неисправность сенсора можно по определенным признакам неисправности:
- снижение максимальной скорости;
- плавающие обороты ХХ;
- проблемы с ускорением;
- индикатор Check Engine на панели.
Эти неисправности могут встречаться вместе или по отдельности.
Снижение максимальной скорости
Чаще относится к пленочным сенсорам, которые склонны к стиранию медных дорожек:
- В конце дорожки медное напыление стерлось.
- Водитель нажимает газ до упора, желая получить максимальное ускорение и достигнуть максимальной скорости.
- Обороты замирают на одном месте, а максимальная скорость меньше заявленной.
Причина: у ЭБУ нет информации о том, что заслонка открылась полностью, значит, нет и команды на полную подачу топлива. Актуально на электронных дросселях.
Плавающие обороты ХХ
Довольно редкая проблема для ДПДЗ. Проявляется в основном на электронной заслонке, совмещенной в едином и неразборном корпусе с датчиком положения заслонки:
- У любой заслонки есть два концевых выключателя: один для полного открытия, второй — отвечает за ХХ, когда заслонка закрыта.
- Износ ножки, которая должна доставать до концевика при закрытии заслонки, приводит к тому, что до кнопки она не достает. Кнопка не нажимается — «мозги» мотора не получают нужную информацию для ввода в работу регулятора холостого хода.
- Автомобиль глохнет или холостые обороты становятся неустойчивыми.
Второй вариант развития событий: заслонка не достает до кнопки, при этом остается слегка открытой, что приводит к лишнему подсосу воздуха, увеличивающему обороты двигателя.
Проблемы с ускорением
Автомобиль ускоряется рывком или теряет максимальную скорость и обороты. Проблема касается только резистивных устройств.
Рывки появляются из-за стирания напыления в самом начале движения ползунка. Но не всегда такая проблема говорит о неисправности ДПДЗ. Чаще всего рывки при разгоне или тупой разгон возникают при неисправностях в топливной системе: забитый топливный фильтр, форсунки или низкая производительность топливного насоса.
Загорелся индикатор Check Engine
Инжекторный двигатель выполняет электронное сканирование систем авто и выявляет все известные неисправности. Для индикации проблем ЭСУД (электронная система управления двигателем), на панели приборов загорается контрольная лампа Check Engine. С английского переводится как «Проверьте двигатель». «Чек» загорается также при любых электрических проблемах с сенсором положения дроссельной заслонки, например:
- Обрыв цепи сенсора или короткое замыкание. Происходит при контакте проводки или внутренних частей сенсора с водой. Не исключены и случаи физического повреждения электрической цепи.
- Несоответствие положения дроссельной заслонки. Проявляется редко на европейских автомобилях: Рено, Фольксваген, американском Форд. Такие ошибки возникают на машинах с продвинутой электроникой, оснащенных CAN-шиной.

Система электронной диагностики выявляет исключительно проблемы с электрической цепью сенсора, но не может локализовать неисправность:
- отгнивший разъем;
- обрыв проводки;
- неисправность самого датчика;
- отсутствует питание со стороны ЭСУД.
Если ошибка проявилась на панели приборов, мотор переходит в аварийный режим работы. Впрыск топлива осуществляется в соответствии с усредненными значениями и не меняется на протяжении работы двигателя.
Диагностика работоспособности датчика
Перед тем как проверить сенсор, необходимо убедиться целостности электрической проводки: мультиметром в режиме прозвонки диагностировать провода от ЭБУ и АКПП. Если они целые, проверить питание на датчике. Присутствие питания говорит о том, что проводка целая, и проблема остается только в датчике. Клингер можно проверить одним из двух способов:
- измерить напряжение;
- измерить сопротивление.
По каждому способу надо работать отдельно.
Измерение сопротивления
Надо приложить щупы мультиметра на контакты ДПДЗ и замерить выходное напряжение, в зависимости от открытия заслонки:
- при полностью закрытой заслонке напряжение должно быть 0,7 Вольт;
- при открытой заслонке — 4-5 Вольт;
- если напряжение отсутствует, следовательно, датчик в обрыве;
- напряжение ниже заявленного — проблемы в медном напылении.
Предел измерений — 10 Вольт.

Проверка сопротивления
Отключить фишку сенсора и приложить к контактам клингера мультиметр в режиме измерения сопротивления (на примере Subaru Outback):
- при полностью открытой заслонке — 1 кОм;
- закрытая заслонка — 3,8 кОм.
На разных автомобилях и двигателях эти значения могут незначительно отличаться.
Заключение
ДПДЗ — важная часть системы управления двигателем. Устройство датчика положения дроссельной заслонки — важная информация, которой должны обладать автолюбители: его исправность влияет на работу агрегата. В случае поломки необходимо диагностировать устройство, убедиться в исправности электрической проводки и подаче питания, после чего заменить сенсор. Датчик ПДЗ ремонту не подлежит.
Была ситуация, когда датчик снимал показания, но не передовал их, в этом плане безконтакнтый безусловно лучшее решение.