Владельцы обычных легковых и коммерческих автомобилей знают только один параметр покрышки — размерность. Но куда важнее другой — индекс скорости и нагрузки шин. Автолюбители должны знать, для чего нужна эта характеристика шины, как она влияет на возможности автомобиля, и как рассчитать весовые возможности машины.
- Что такое индексы скорости и нагрузки шин, и зачем они нужны
- Таблица индексов нагрузки и скорости шин
- Связь между максимально допустимым скоростным режимом и грузоподъемностью резины
- Какие испытания проходит резина для определения индексов
- Стендовые
- Полигонные
- Натурные
- Как рассчитать максимальную грузоподъемность авто
Что такое индексы скорости и нагрузки шин, и зачем они нужны
Одна из важнейших составляющих, влияющих на безопасность езды, — индекс быстроты (скорости). Он определяет максимально разрешенную скорость передвижения авто. Определяется тремя составляющими:
- нагрузка весом;
- нормальное давление в шине;
- внешняя погодная или дорожная среда — качество дорожного покрытия и погодные условия.
Если все эти параметры находятся в допустимых пределах, то скорость, заданная производителем, позволит безопасно эксплуатировать шину. Это 100% гарантия завода-производителя, что выбранная покрышка не разорвется и не потеряет все самые важные свойства.
Вторая немаловажная составляющая — индекс или, как его еще называют, коэффициент максимально возможной весовой нагрузки. Он показывает автовладельцу, какой допустимый вес можно приложить на конкретную шину, и заставить машину ехать очень быстро. Индекс нагрузки выражается в килограммах, учитывает полную массу, то есть вес автомобиля, водителя и пассажиров. По-другому этот параметр называют индексом грузоподъемности.
Маркировка автомобильной покрышки предусматривает обозначение нагрузки числом от 0 до 279. Чтобы расшифровать его, необходимо использовать специальную техническую таблицу. Полные данные никогда не используют, потому что большинство автомобилей имеют слишком узкий диапазон допустимой массы. Он ограничивается индексами от 50 до 126. В переводе на массу это означает от 190 до 1700 кг. Эти шины используются в легковых авто, кроссоверах и легких грузовиках.

Внимание! Любая покрышка может иметь два индекса нагрузки: обычный и максимально допустимый. Разница между ними должна быть менее 10%. Как правило, есть поясняющая маркировка, к примеру, XL.
Пример маркировки шины: Michelin Energy 195/65/R15 91T, где:
- 91 — индекс нагрузки, допускающий вес на шину в 615 килограммов;
- Т — предельно допустимая скорость, составляющая 190 километров в час;
Таблица индексов нагрузки и скорости шин
Для расшифровки числовых коэффициентов и индексов используют специальные таблицы. У каждого, кто собирается приобрести шины для авто, они должны быть под рукой.
Таблица индексов скорости:
Наименование | ПДС | Наименование | ПДС |
A-1 | 5 | K | 110 |
A-2 | 10 | L | 120 |
A-3 | 15 | M | 130 |
A-4 | 20 | N | 140 |
A-5 | 25 | P | 150 |
A-6 | 30 | Q | 160 |
A-7 | 35 | R | 170 |
A-8 | 40 | S | 180 |
B | 50 | T | 190 |
C | 60 | U | 200 |
D | 65 | H | 210 |
E | 70 | V | 240 |
F | 80 | W | 270 |
G | 90 | Y | 300 |
J | 100 | ZR | Свыше 240 |
Такой таблицей пользуются известные автогонщики и их команды. Они позволяют грамотно подобрать покрышки исходя из характера заезда. Это очень важно, ведь шину может разорвать прямо на гоночном треке.
Таблица коэффициента нагрузки:
Показатель | Вес (кг) | Показатель | Вес | Показатель | Вес | Показатель | Вес | Показатель | Вес |
62 | 265 | 75 | 387 | 88 | 560 | 101 | 825 | 114 | 1180 |
63 | 272 | 76 | 400 | 89 | 580 | 102 | 850 | 115 | 1215 |
64 | 280 | 77 | 412 | 90 | 600 | 103 | 875 | 116 | 1250 |
65 | 290 | 78 | 425 | 91 | 615 | 104 | 900 | 117 | 1285 |
66 | 300 | 79 | 437 | 92 | 630 | 105 | 925 | 118 | 1320 |
67 | 307 | 80 | 450 | 93 | 650 | 106 | 950 | 119 | 1360 |
68 | 315 | 81 | 462 | 94 | 670 | 107 | 975 | 120 | 1400 |
69 | 325 | 82 | 475 | 95 | 690 | 108 | 1000 | 121 | 1450 |
70 | 335 | 83 | 487 | 96 | 710 | 109 | 1030 | 122 | 1500 |
71 | 345 | 84 | 500 | 97 | 730 | 110 | 1060 | 123 | 1550 |
72 | 355 | 85 | 515 | 98 | 750 | 111 | 1090 | 124 | 1600 |
73 | 365 | 86 | 530 | 99 | 775 | 112 | 1120 | 125 | 1650 |
74 | 375 | 87 | 545 | 100 | 800 | 113 | 1150 | 126 | 1700 |
Используя подобные таблицы, можно подобрать шины даже для самой тяжелой грузовой машины и рассчитать быстроту движения.
Связь между максимально допустимым скоростным режимом и грузоподъемностью резины
Эти два параметра очень сильно зависят друг от друга. К примеру, нагрузка определяет предел быстроты, а с ростом скорости может увеличиваться и нагрузка. Следовательно, покрышка должна выдержать соответствующий вес, чтобы не разрушиться.
Простой пример: при скорости 240 километров в час необходимо уменьшить вес, соответствующий 210 км/ч. Это значит, что шины необходимо подбирать с запасом. Если автопокрышка способна выдержать определенную быстроту движения, то вес, прилагаемый на одно колесо, должен быть гораздо меньше, чем рассчитан.
Чтобы подобрать шины, необходимо учитывать и погодные условия эксплуатации.
Какие испытания проходит резина для определения индексов
Чтобы подготовить резину к соответствующим нагрузкам, ее подвергают циклу специальных испытаний. Это огромная инженерная работа, которая определяет класс и название будущей покрышки. Тесты делятся на три вида:
- стендовые;
- полигонные;
- натурные.
Стендовые
Такой вид тестов является самым распространенным и задает стандарт проверки покрышек к пригодности. Шину прижимают к вращающемуся барабану и разгоняют, чтобы убедиться в соответствии покрышки заводским требованиям.
Подобный вид испытаний обязателен для всех типов покрышек, независимо от производителя. Все параметры испытуемого объекта подвергаются постоянному мониторингу.
Полигонные
Автомобиль с установленным покрышками запускают по специальной траектории. Им управляет робот. В процессе полигонных испытаний шин выявляются дефекты, предельные возможности изделия и задаются максимально допустимые нагрузки.
Натурные
Последний этап тестов. Шины начинают эксплуатировать люди-испытатели или независимые эксперты. Ярким примером последних могут быть таксисты.
После завершения натурных тестов инженеры имеют на руках данные, полученные в результате реального использования автошин водителями, и могут дать гарантию на свои изделия.
Многие производители автомобильных покрышек очень щепетильны к результатам испытаний. К примеру, стендовые испытания показали, что резина может выдержать 300 километров в час и не разрушиться. Но это еще не значит, что она прошла испытания и ей будет присвоен соответствующий индекс. Скорее всего, коэффициент будет значительно ниже полученного результата.
Как рассчитать максимальную грузоподъемность авто
Автовладельцы, дабы рассчитать нагрузку на шины, просто делят вес автомобиля на 4. Это в корне неправильно. Полученный результат не отобразит точного индекса нагрузки на шину. На это есть несколько причин:
- Большая часть автомобилей имеет разную нагрузку на оси.
- В список требований к данному параметру надо отнести погодные условия и покрытие, что часто игнорируют.
- Автовладельцы забывают о динамических нагрузках. Полученные расчеты — статические, относятся к шинам, которые не развили нужную скорость.
- Зимние и летние шины имеют разные свойства и предназначены для разных температурных режимов.
Рассчитать нужную нагрузку и быстроту можно, используя результаты специальных испытаний. Нельзя самостоятельно подбирать допустимый вес, полагаясь на одни лишь расчеты. Самый верный способ правильно подобрать шины — делать это с запасом. К примеру, предельная быстрота — 180 километров в час. Значит, шина должна быть рассчитана на 200 км/ч.
Таблицы очень наглядные конечно, но на практике все отличается. Показатели эти расчитаны из расчета передвижения авто по хорошим дорогам города, а вот пригород, что наносит вред шинам тут не рассчитан.