Какие бывают автомобильные аккумуляторы, и на что обращать внимание при выборе

Промышленность производит разные виды аккумуляторов для автомобилей. Выбрать наиболее подходящую батарею непросто. Для этого нужно знать, какие типы АКБ для авто существуют, их основные характеристики. Только эти знания помогут приобрести батарею, которая позволит запускать двигатель в морозную погоду, обеспечит бесперебойную работу всех систем автомобиля.

Ключевые характеристики автомобильных аккумуляторов

Автомобильные аккумуляторы имеют ряд технических характеристик, которые напрямую влияют на их работоспособность в паре с генератором, в различных климатических зонах:

  1. Полярность батареи. Это расположение клемм «+» и «» на корпусе батареи. Аккумуляторы, выпущенные в России, Америке и Европе, имеют клемму «+» слева. Азиатские производители меняют полярность, устанавливая «+» справа. Расположение клемм влияет на удобство подключения питания к автомобилю: один из заводских кабелей может не достать до клеммы.
  2. Характеристика емкости, которая измеряется в Ампер-часах. Параметр указывается в эксплуатационной документации каждого автомобиля. Если на авто установлен аккумулятор больше заявленной емкости, это приведет к нагрузке на генератор. Емкость прямо пропорциональна зарядному напряжению генератора. Разница в сторону АКБ приводит к недобору заряда. Если емкость батареи меньше зарядного напряжения, батарея может перекипеть и выйти из строя.
  3. Напряжение холодной прокрутки. Значение прямо пропорционально емкости. Оно указывает время, в течение которого аккумулятор может выдать напряжение без разряда. Часто заряженный аккумулятор не может долго проворачивать стартер. Это и есть ток холодной прокрутки. Есть заряд в 12 Вольт, но нет силы тока.
  4. Пусковой ток. По европейским стандартам (EN), батарея должна выдавать от 7.5 до 12 Вольт в течение 10 секунд при температуре  -18 градусов. По немецкому стандарту (DIN), время увеличивается до 30 секунд, напряжение — от 9 до 12 Вольт при той же температуре. Американские стандарты SAE используют те же параметры, но только напряжение от 7.5 до 12 В.
  5. Резервная емкость. От неё зависит время полного разряда аккумулятора без подзарядки. Иными словами, это время работы без заряда от генератора.
  6. Клеммы. Диаметр клемм — важный фактор при выборе. Европейские производители оснащают батареи клеммами 19,5 мм «+» и 17,9 «». Батареи азиатских производителей имеют более узкие клеммы: 12,5 «+», 11,1 «». Азиатские клеммы быстрее стираются, требуя восстановления диаметра.
  7. Срок хранения. От даты выпуска и продажи батарея находится на хранении. Чем этот срок выше, тем ниже качество, что обусловлено химическими реакциями внутри акб без воздействия зарядного тока.
  8. Размер. От него зависит посадка АКБ на полку внутри капота. Нестандартные значения могут привести к сдвигу, падению или к необходимости переделки креплений.
Расшифровка характеристик АКБ
Расшифровка характеристик АКБ

Это основные технические параметры, которые надо учитывать при выборе самого АКБ.

Типы аккумуляторных батарей, их отличия, плюсы и минусы

Производители постоянно совершенствуют качество аккумуляторных батарей. Это достигается за счет применения новых материалов, удерживающих заряд и силу электрического напряжения.

Сурьмянистые

Изготовлены на основе сурьмы и свинца. Их еще называют свинцово-кислотными. Батареи состоят из свинцово-сурьмянистых пластин, на которые воздействует кислота. Такие АКБ считаются устаревшими.

Сурьмянистый автомобильный аккумулятор
Сурьмянистый автомобильный аккумулятор

Батареи подходят для машин старого производства.

Плюсы и минусы
малая стоимость;
возможность доливки электролита.
быстрая потеря мощности под действием кислоты: свинцовые пластины окисляются и разрушаются.

Малосурьмянистые

Это батареи с уменьшенным содержанием сурьмы в сплаве свинца. По своему качеству сравнимы с сурьмянистыми источниками питания.

Малосурьмянистый аккумулятор
Малосурьмянистый аккумулятор
Плюсы и минусы
дольше сохраняют качество и заряд во время простоя;
не нужно часто доливать электролит.
подверженность пластин к разрушению.

Кальциевые

Это источники тока, в которых используются свинцовые пластины с добавлением кальция. Обозначаются значком Ca.

Кальциевый аккумулятор
Кальциевый аккумулятор
Плюсы и минусы
устойчивость к разряду при хранении;
отсутствие кипения электролита при заряде;
не выделяются испарения и газы.
тяжелое или невозможное восстановление после полного разряда во время хранения.

Гибридные

Обозначаются как Ca+ или Sb/Ca. Изготовлены путем обработки токоотводов разными химическими составами. Положительный электрод сделан из свинца, с долей кадмия и сурьмы, а отрицательный — с добавлением кальция.

Гибридный аккумулятор
Гибридный аккумулятор
Плюсы и минусы
не уменьшается заряд при долгом хранении.
плохое восстановление после разряда;
реакция на нагрузку и короткие замыкания.

Гелевые и AGM

АКБ на основе геля или силикагеля — это батареи, в которые вместо жидкого электролита залит кислотный загуститель. Они более безопасны, чем другие аналоги. К гелевым относятся источники питания с затвердевшей пористой структурой внутри. Эти споры заполнены электролитом.

Гелевый аккумулятор
Гелевый аккумулятор
Плюсы и минусы
полное и быстрое восстановление после долгого простоя при полной разрядке.
очень высокая цена.

К плюсам можно отнести полное и быстрое восстановление после долгого простоя при полной разрядке. Минус — очень высокая цена.

AGM источники питания производятся на основе абсорбированного электролита. Пластины представляют собой пористое стекловолокно. Такая конструкция превращает испарения обратно в электролит. Батареи не нуждаются в доливке и обслуживании.

AGM аккумулятор
AGM аккумулятор
Плюсы и минусы
полное восстановление после разряда;
возможность работы в наклонном или перевернутом состоянии;
безопасность;
долговечность.
высокая цена.

Гелевые и AGM-батареи применяют на автомобилях с большим количеством электрических потребителей.

Литий-ионные

Основаны на использовании лития в качестве покрытия сепараторов и катодов. Пластины таких АКБ выполнены из алюминия с медью.

Литий-ионный аккумулятор
Литий-ионный аккумулятор

Литиевые акб применяются в электромобилях нового поколения, так как сохраняют напряжение при длительном отсутствии зарядного тока. Их разновидности могут быть представлены с литий-ферритной структурой. Используются в спортивных автомобилях и авиации.

Плюсы и минусы
большая емкость при малых размерах;
малый уровень разряда;
отсутствие испарений.
высокая потеря напряжения при отрицательной температуре;
взрывоопасность.

Щелочные

АКБ на основе натриевой или калиевой щелочи. Пластины изготовлены из материалов на основе кобальта, кадмия, никеля, графита. Такие источники напряжения используются в технике и вспомогательном оборудовании.

Щелочные АКБ
Щелочные АКБ

Щелочные АКБ выпускаются в обслуживаемом корпусе, так как требуют замены алюминиевых пластин.

Плюсы и минусы
низкий порог саморазряда;
очень долгий срок службы.
низкая производительность при глубоком разряде.

Обслуживаемые и необслуживаемые аккумуляторы

Аккумуляторные батареи могут быть обслуживаемыми и необслуживаемыми. К первому типу относятся АКБ из корпуса на основе эбонита и с мастичной крышкой. Такие источники электричества можно ремонтировать, менять пластины, электролит. Это старые модели, что применяются только на производстве.

Необслуживаемые АКБ полностью герметичны. Они неразборные, не имеют крышек для доливки электролита. Могут работать до 5 лет при правильной эксплуатации.

Какой аккумулятор лучше выбрать для автомобиля

Какая аккумуляторная батарея лучше для автомобиля, прописано в технической документации к авто: там указана емкость — наиболее важный показатель.

Самые современные — гелевые и AGM-батареи. Они практичны, не требуют обслуживания, быстро восстанавливаются после глубокого разряда.

При выборе надо учитывать количество и мощность потребителей, стиль эксплуатации, время возможного простоя.

Выбор подходящего аккумулятора обеспечит бесперебойную работу электрооборудования на автомобиле, простоту эксплуатации, использование в условиях отрицательных температур. Важно правильно использовать батарею, без длительного хранения, полного разряда и коротких замыканий.

DriverAdviser.ru
Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Комментарии: 1
  1. Александр

    Заметил, что в последнее время качество аккумуляторов сильно снизилось. Недавно взял Варту, вроде бы солидная фирма, но уже через месяц начала сама по себе падать емкость. Вернул по гарантии.

Добавить комментарий