Категории водительских удостоверений с расшифровкой в 2021 году

По состоянию на 2021 год известно 5 классов водительских прав и соответствующих подкатегорий, открывающих доступ к другим видам транспорта. Как расшифровываются категории водительских прав, сколько их, что они означают, каким транспортом разрешают управлять и какое значение имеют новые права в России, — все это должны знать автолюбители.

Основные категории водительских прав с расшифровкой

Таблица 5 классов ВУ:

  • «А» — мотоциклы.
  • «B» — легковые автомобили.
  • «С» — грузовые авто.
  • «D» — автобусы.
  • «М» — мопеды.
Категории водительских прав
Категории водительских прав

Необходимо знать, какие бывают отличия мотоцикла и машины.

Мотоциклы

К мотоциклам относятся двухколесные ТС со специальной коляской. Допускается отсутствие коляски. Масса снаряженного мотоцикла (заправленного и с полной загрузкой) не может превышать 400 килограммов.

Категория «А» допускает вождение моторизированных четырех или двухколесных ТС, использующих силовую установку от мотоцикла. Масса — менее 400 кг.

Водитель, имеющий специальное разрешение управлять мотоциклами, автоматически получает отдельную категорию «М» — мопеды.

Легковые автомобили

К категории «B» относятся 4-х колесные легковые или грузовые автомобили общей массой до 3,5 тонн и числом сидячих мест, не превышающих 8. С такими документами допускается ездить:

  • на легковых авто;
  • на легком коммерческом транспорте («Газель»).

Управлять разрешено только автомобилями, имеющими в ПТС отметку «B». Если водителя поймают за рулем Газели, сидячих мест в которой менее 8, но по документам она относится к категории «D», то его ждет наказание.

«B»  разрешает водителю легкой машины возить сзади прицеп.

Важное условие: вес в 0,75 тонн, общая масса тандема — 3500 кг.

Грузовики

К грузовым относятся автомобили общей массой свыше 3,5 тонн. Верхний предел не ограничен. Допускаются сверхтяжелые грузовики — тяжелее 7500 кг.

Интересный факт! Имея такой документ, нельзя управлять легкими грузовиками менее 3,5 тонн, если «B» отсутствует.

Автобусы

Автобус — это не автомобиль, а отдельная классификация водительской лицензии. Имея категорию «D», разрешено управлять любым автобусом любой массы и размера, за исключением «автобусов-гармошек». Допускается использование специального прицепа общей массой менее 0,75 тонн.

Мопеды

Данная пометка появилась в 2013 году и позволяет водителю управлять мопедами и легкими квадрициклами. Категория присваивается автоматически при получении любой другой. Даже если её в правах не отметили, водитель грузового автомобиля абсолютно законно сможет управлять мопедом.

У категорий ВУ есть несколько особенностей:

  1. Нельзя получить права одного класса, пока не откроется другой. К примеру, нельзя получить разрешение на автобус или прицеп, пока кандидат в водители не сдаст на грузовую.
  2. Получить водительскую лицензию на грузовой автомобиль разрешается, минуя легковой.
  3. На мотоцикл разрешено получать без остальных категорий.

Подкатегории водительских прав с расшифровкой

Существует 7 классификаций прав:

  1. «А1». Подкатегория разрешает управлять мотоциклами, специальным мототранспортом и мопедами с рабочим объемом силовой установки менее 125 см3, максимально возможной мощностью менее 11 кВт. К подобным видам и типам относят скутеры и квадроциклы. Если водитель уже имеет категорию «А», то «А1» проставляется в документах автоматически.
  2. «BE». Разрешает перевозить прицепы и специальные полуприцепы массой, превышающей 0,75 тонн. Условие: общий вес автомобильного поезда – менее 3500 кг.
  3. «B1». Если B давала возможность спокойно водить машины и прочите ТС массой меньше 3500 кг, то подкатегория «B1» создает ограничение по массе до 550 кг. Кроме того, предельная скорость такого ТС не должна быть выше 50 километров в час, а объем – не более 50 см3. Автоматически открывается у владельцев категории «B». Пример транспортного средства: квадрицикл и трицикл.
  4. «C1». Её получают все, у кого есть «С». «С1» дает право управления грузовыми автомобилями массой от 3,5 до 7,5 тонны. Разрешен прицеп стандартной массы менее 0,75 тонны.
  5. «С1Е». Максимально возможный вес автопоезда вырастает до 12 тонн, а возить прицепы допускается массой более 750 кг. В остальном возможности те же, что и у «С1».
  6. «D1». Данная пометка обозначает пассажирские ТС с числом сидячих мест от 8 до 16. Водительское место учитывать не принято. Допустимая масса прицепа или телеги — менее 0,75 тонн.
  7. «D1E». Разрешает управлять простым автобусом с числом сидящих мест менее 16 (маршрутные такси) и с прицепом общей массой менее 0,75 тонн. Важное условие: полученный вес состава должен быть меньше 750 кг.

Внимание! Не надо путать квадрициклы и квадроциклы. Такие транспортные средства находятся в разных классах.

Практика показывает, что новые классы не открываются отдельно. Чаще всего люди идут учиться на полную категорию.

Категории для езды с прицепом

С введением подкатегорий, класс Е полностью исчез из водительских прав. Теперь он является подкатегорией и может использоваться только с «B», «С» и «D».

Но получить пометку «Е» можно только при наличии категории С. Обучение с прицепом происходит на грузовом автомобилях. После сдачи на Е, при наличии B и C водитель получит дополнительно:

  • «B1E».
  • «BE».
  • «C1E».
  • «CE».

Если имеются права на автобус, то откроются «D1E» и «DE».

Отличие водительских удостоверений старого и нового образца

Когда говорят об отличии старых и новых водительских документов, говорят об образцах именно до 2011 года и с 2011 до 2014.

Водительское удостоверение старого и нового образца

Основные отличия:

  • надпись «водительские права» на иностранном;
  • цвет;
  • оформление;
  • обозначения транспорта;
  • надписи.

Главным отличием старых и новых ВУ стало то, что в шапке теперь нет надписи на иностранном. Эта надпись разрешала ранее перемещаться по 80 странам мира в соответствии с Венской Конвенцией 1968 года. После введения нового образца ВУ возможность исчезла, и российским водителям пришлось оформлять международные права с госпошлиной в 2000 рублей.

В 2018 году утвердили новое оформление удостоверения, которое возвратило надпись на иностранном языке. Теперь «водительские права» стали печатать и на английском языке. Однако выдавать такие права начали лишь в 2020 году.

Водительское удостоверение 2020 года
Водительское удостоверение 2020 года

Вместе с этим событием у российских водителей  появилась возможность вождения соответствующих ТС в 80 странах мира, подписавших Венскую Конвенцию.

Бумага новых документов получила перелив цвета и более сложную структуру, что усложняет подделку.

Категории и подкатегории в водительском удостоверении нового образца приближенны к международным правам. В странах Европы и США подкатегории действуют уже давно, а в некоторых странах имеются даже отдельные категории для автоматической и механической трансмиссии. Считается, что водитель с категорией для авто с МКПП может управлять и «автоматом», а вот с АКПП нельзя ездить на традиционной большинству механике.

В действительности разделение классов ТС в России стало скорее формальностью. Большинство людей обучаются на категории и открывает сразу «А», «B», «C», «D» или «BE», «CE», «DE».

DriverAdviser.ru
Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Комментарии: 1
  1. Леонид

    Категории авто это конечно важно, но насколько я знаю, сейчас в основном обучают на категорию В1. Те кто хочет работать водителем дальнего следования или в какой-нибудь транспортной компании обычно направляют в свои подразделения, где они быстро получают нужную категорию. Но вот в советское время с этим было куда проще, большинство получало права прямо в армии, как сейчас обстоит не знаю. Там я бронетранспортер с грузовиками научился водить, про мотоколяски вообще молчу, после окончания службы получил заветные “корочки”, они мне сильно помогли в дальнейшем. Интересно было бы посмотреть на категории воздушного транспорта, не думаю, что там что-то особо изменилось.

Добавить комментарий