По состоянию на 2021 год известно 5 классов водительских прав и соответствующих подкатегорий, открывающих доступ к другим видам транспорта. Как расшифровываются категории водительских прав, сколько их, что они означают, каким транспортом разрешают управлять и какое значение имеют новые права в России, — все это должны знать автолюбители.
Основные категории водительских прав с расшифровкой
Таблица 5 классов ВУ:
- «А» — мотоциклы.
- «B» — легковые автомобили.
- «С» — грузовые авто.
- «D» — автобусы.
- «М» — мопеды.

Необходимо знать, какие бывают отличия мотоцикла и машины.
Мотоциклы
К мотоциклам относятся двухколесные ТС со специальной коляской. Допускается отсутствие коляски. Масса снаряженного мотоцикла (заправленного и с полной загрузкой) не может превышать 400 килограммов.
Категория «А» допускает вождение моторизированных четырех или двухколесных ТС, использующих силовую установку от мотоцикла. Масса — менее 400 кг.
Водитель, имеющий специальное разрешение управлять мотоциклами, автоматически получает отдельную категорию «М» — мопеды.
Легковые автомобили
К категории «B» относятся 4-х колесные легковые или грузовые автомобили общей массой до 3,5 тонн и числом сидячих мест, не превышающих 8. С такими документами допускается ездить:
- на легковых авто;
- на легком коммерческом транспорте («Газель»).
Управлять разрешено только автомобилями, имеющими в ПТС отметку «B». Если водителя поймают за рулем Газели, сидячих мест в которой менее 8, но по документам она относится к категории «D», то его ждет наказание.
«B» разрешает водителю легкой машины возить сзади прицеп.
Важное условие: вес в 0,75 тонн, общая масса тандема — 3500 кг.
Грузовики
К грузовым относятся автомобили общей массой свыше 3,5 тонн. Верхний предел не ограничен. Допускаются сверхтяжелые грузовики — тяжелее 7500 кг.
Интересный факт! Имея такой документ, нельзя управлять легкими грузовиками менее 3,5 тонн, если «B» отсутствует.
Автобусы
Автобус — это не автомобиль, а отдельная классификация водительской лицензии. Имея категорию «D», разрешено управлять любым автобусом любой массы и размера, за исключением «автобусов-гармошек». Допускается использование специального прицепа общей массой менее 0,75 тонн.
Мопеды
Данная пометка появилась в 2013 году и позволяет водителю управлять мопедами и легкими квадрициклами. Категория присваивается автоматически при получении любой другой. Даже если её в правах не отметили, водитель грузового автомобиля абсолютно законно сможет управлять мопедом.
У категорий ВУ есть несколько особенностей:
- Нельзя получить права одного класса, пока не откроется другой. К примеру, нельзя получить разрешение на автобус или прицеп, пока кандидат в водители не сдаст на грузовую.
- Получить водительскую лицензию на грузовой автомобиль разрешается, минуя легковой.
- На мотоцикл разрешено получать без остальных категорий.
Подкатегории водительских прав с расшифровкой
Существует 7 классификаций прав:
- «А1». Подкатегория разрешает управлять мотоциклами, специальным мототранспортом и мопедами с рабочим объемом силовой установки менее 125 см3, максимально возможной мощностью менее 11 кВт. К подобным видам и типам относят скутеры и квадроциклы. Если водитель уже имеет категорию «А», то «А1» проставляется в документах автоматически.
- «BE». Разрешает перевозить прицепы и специальные полуприцепы массой, превышающей 0,75 тонн. Условие: общий вес автомобильного поезда – менее 3500 кг.
- «B1». Если B давала возможность спокойно водить машины и прочите ТС массой меньше 3500 кг, то подкатегория «B1» создает ограничение по массе до 550 кг. Кроме того, предельная скорость такого ТС не должна быть выше 50 километров в час, а объем – не более 50 см3. Автоматически открывается у владельцев категории «B». Пример транспортного средства: квадрицикл и трицикл.
- «C1». Её получают все, у кого есть «С». «С1» дает право управления грузовыми автомобилями массой от 3,5 до 7,5 тонны. Разрешен прицеп стандартной массы менее 0,75 тонны.
- «С1Е». Максимально возможный вес автопоезда вырастает до 12 тонн, а возить прицепы допускается массой более 750 кг. В остальном возможности те же, что и у «С1».
- «D1». Данная пометка обозначает пассажирские ТС с числом сидячих мест от 8 до 16. Водительское место учитывать не принято. Допустимая масса прицепа или телеги — менее 0,75 тонн.
- «D1E». Разрешает управлять простым автобусом с числом сидящих мест менее 16 (маршрутные такси) и с прицепом общей массой менее 0,75 тонн. Важное условие: полученный вес состава должен быть меньше 750 кг.
Внимание! Не надо путать квадрициклы и квадроциклы. Такие транспортные средства находятся в разных классах.
Практика показывает, что новые классы не открываются отдельно. Чаще всего люди идут учиться на полную категорию.
Категории для езды с прицепом
С введением подкатегорий, класс Е полностью исчез из водительских прав. Теперь он является подкатегорией и может использоваться только с «B», «С» и «D».
Но получить пометку «Е» можно только при наличии категории С. Обучение с прицепом происходит на грузовом автомобилях. После сдачи на Е, при наличии B и C водитель получит дополнительно:
- «B1E».
- «BE».
- «C1E».
- «CE».
Если имеются права на автобус, то откроются «D1E» и «DE».
Отличие водительских удостоверений старого и нового образца
Когда говорят об отличии старых и новых водительских документов, говорят об образцах именно до 2011 года и с 2011 до 2014.
Основные отличия:
- надпись «водительские права» на иностранном;
- цвет;
- оформление;
- обозначения транспорта;
- надписи.
Главным отличием старых и новых ВУ стало то, что в шапке теперь нет надписи на иностранном. Эта надпись разрешала ранее перемещаться по 80 странам мира в соответствии с Венской Конвенцией 1968 года. После введения нового образца ВУ возможность исчезла, и российским водителям пришлось оформлять международные права с госпошлиной в 2000 рублей.
В 2018 году утвердили новое оформление удостоверения, которое возвратило надпись на иностранном языке. Теперь «водительские права» стали печатать и на английском языке. Однако выдавать такие права начали лишь в 2020 году.

Вместе с этим событием у российских водителей появилась возможность вождения соответствующих ТС в 80 странах мира, подписавших Венскую Конвенцию.
Бумага новых документов получила перелив цвета и более сложную структуру, что усложняет подделку.
Категории и подкатегории в водительском удостоверении нового образца приближенны к международным правам. В странах Европы и США подкатегории действуют уже давно, а в некоторых странах имеются даже отдельные категории для автоматической и механической трансмиссии. Считается, что водитель с категорией для авто с МКПП может управлять и «автоматом», а вот с АКПП нельзя ездить на традиционной большинству механике.
В действительности разделение классов ТС в России стало скорее формальностью. Большинство людей обучаются на категории и открывает сразу «А», «B», «C», «D» или «BE», «CE», «DE».
Категории авто это конечно важно, но насколько я знаю, сейчас в основном обучают на категорию В1. Те кто хочет работать водителем дальнего следования или в какой-нибудь транспортной компании обычно направляют в свои подразделения, где они быстро получают нужную категорию. Но вот в советское время с этим было куда проще, большинство получало права прямо в армии, как сейчас обстоит не знаю. Там я бронетранспортер с грузовиками научился водить, про мотоколяски вообще молчу, после окончания службы получил заветные “корочки”, они мне сильно помогли в дальнейшем. Интересно было бы посмотреть на категории воздушного транспорта, не думаю, что там что-то особо изменилось.