Расшифровка вязкости моторного масла по маркировке

Автомобильные двигатели отличаются друг от друга мощностью, динамичностью, степенью форсирования. Также двигатели создаются для работы в разных климатических условиях, на различном топливе. Для каждого типа моторов необходимо подходящее масло, с определенным индексом вязкости. Определить вязкость масла можно по маркировке, указанной в названии. Умение расшифровывать маркировку моторного смазывающего вещества очень необходимо. В маркировку заложены основные сведения по техническим характеристикам вязкости, пригодности для работы при определенной температуре.

Что такое вязкость моторного масла

Вязкость масла — это степень сопротивления жидкостных слоев при изменении их температуры. Индекс вязкости зависит от изменения степени исходного вещества в момент повышения температуры. Густота масла определяется по цифрам, указанным в индексе, которые помогают выбрать подходящий вариант.

Маркировка моторного масла по SAE
Маркировка моторного масла по SAE

Вязкость моторных масел указывается по классификации SAE:

  1. Зимние масла SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w. Цифра в аббревиатуре указывает на морозостойкость. Буква — на тип.
  2. Летние. Обозначаются цифрой 30, 40, 50.
  3. Всесезонные. Используются для любых температурных режимов работы.

Также в степень вязкости по классификации SAE вносятся общие значения по кинетической и динамической вязкости, так как они влияют на общую структуру вещества.

Таблица масел для авто по вязкости и температуре

Все моторные масла с маркировкой SAE делятся на типы, по температуре влияния на вязкость. В основную цифру в названии вложена информация о длине вязкостных цепочек, которые являются частью исходного вещества. Эти цепочки разворачиваются при повышении температуры, обеспечивая устойчивость масла и его густоту.

Длина цепочек определяет количество их сворачиваний и разворачиваний. Чем длиннее цепочка, тем этих действий меньше, значит, дольше срок службы масла, а величина пробега до следующей замены больше. Определить вязкость в классификации SAE можно по таблице моторных масел по температуре их применения.

Марка SAE Минусовая температура Плюсовая температура
-20W 10 10
-15W 15
-10W 20
-5W 30
-0W 35
30 25
40 40
50 45
0W-40 40 25
0W-30 40 35
5W-50 20 45
5W-40 25 30
5W-30 30 25
10W-30 20 25
10W-40 20 35
15W-40 15 40
20W-50 10 45

Вязкость различных масел при температуре -20 градусов

Как обозначаются свойства моторных масел в разных классификациях

Sae — не единственная классификация. Страны, в которых выпускается наибольшее количество авто, классифицировали моторные смазочные жидкости понятными для их покупателей маркировками. По сравнению с SAE, упор больше сделан на разделение моторных масел на категории по двигателям, для которых они подходят.

Маркировка по классификации API

Это Американская классификация института нефти. Согласно ей, масла делятся на 3 основные категории:

  1. S или Servise. В эту категорию входят смазки для двигателей, работающих на бензине.
  2. C или Commercial. Смазывающие вещества для дизельных агрегатов.
  3. EC или Energy Conserving масла для энергосбережения. Эти вещества самые маловязкие, предназначаются для бензиновых агрегатов.
Маркировка моторного масла по API на этикетке
Маркировка моторного масла по API на этикетке

Категории API делятся на классы по качеству смазывающих составов. Основных классов 2: для бензиновых и дизельных моторов.

Смазывающие жидкости для бензиновых двигателей маркируются следующим образом: SN, SM, SL, SJ, SH, SG, SF, SE, SD, SC, SB, SA. Первая буква означает тип применяемого топлива. Вторая — тип и процент сбережения топлива. Марка SN предназначается для современных, высокоэкономичных двигателей. Чем ниже обозначение в классификации, тем старше двигатель по году выпуска, то есть малоэкономичен.

Для дизельных двигателей API маркирует масла следующим образом: СJ-4, CI-4, CI-4, CH-4, CG-4, CF-2, CF-4, CF, СЕ, CD-II, CD, СС, СВ, СА. Самая современная марка — СJ-4. Дизельные масла маркируются в зависимости от года выпуска двигателя, его экономичности, количества вредных выбросов.

Маркировка по классификации API
Маркировка по классификации API

Расшифровка маркировки по стандарту ACEA

Это Европейская классификация. Она содержит 3 основные категории:

  1. А/В — совместима с дизельными и бензиновыми моторами старого поколения.
  2. С — для всех видов двигателей, если они соответствуют стандарту Euro-4.
  3. Е — для тяжелых дизельных агрегатов высокой мощности.
Маркировка по стандарту ACEA на этикетке
Маркировка по стандарту ACEA на этикетке

Далее категории делятся на классы:

  1. A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5 — для легковых авто с любым типом топлива. Эти классы отличаются высокой стойкостью к трению и защитой от коррозии.
  2. С 1, 2, 3, 4 — смазывающие жидкости для двигателей, выпущенных по стандарту Euro-4.
  3. Е 6 и 7 — смазки дизельных агрегатов, выпушенных по стандартам Euro-1,2,3,4.

Классификация по ACEA также делает упор на тип двигателя, не затрагивая температурные характеристики в процессе работы.

Расшифровка маркировки по стандарту ACEA
Расшифровка маркировки по стандарту ACEA

Обозначение вязкости по классификации ГОСТ

Стандартизация по ГОСТ делит смазывающие жидкости по пригодности для отдельных типов двигателей. Классов всего 6:

  • А — для нефорсированных моторов;
  • Б — с малым коэффициентом форсирования;
  • В — среднефорсированные двигатели;
  • Г — сильнофорсированные;
  • Д — для сильнофорсированных, тяжелых агрегатов.
  • Е — для моторов на дизельном топливе, с малым числом оборотов, но большой мощностью.
Пример расшифровки маркировки по ГОСТу
Пример расшифровки маркировки по ГОСТу

Классификация по ГОСТ включает в себя также цифровое обозначение вязкости. Например, марка М-10г2 расшифровывается как смазка с вязкостью 10, предназначенная для сильнофорсированных дизельных моторов.

В классификацию В, Г, Д входят двигатели тракторов и большегрузных машин. В группу Б и Г — легковых и грузовых автомобилей. Могут  входить и двигатели легких дизельных генераторов.

DriverAdviser.ru
Комментарии: 1
  1. Дмитрий

    Ну вообще обычно в магазинах они распределены на стендах, поэтому даже не зная маркировку не перепутаешь. Кроме того, многие производители печатают на упаковке мини табличку с рекомендациями и расшифровками.
    Американская классификация мало что значит, у нас совсем другие авто, поэтому я больше следую международному стандарту, он применителен к автомобилям любого класса и производства.

Добавить комментарий