Автомобильные двигатели отличаются друг от друга мощностью, динамичностью, степенью форсирования. Также двигатели создаются для работы в разных климатических условиях, на различном топливе. Для каждого типа моторов необходимо подходящее масло, с определенным индексом вязкости. Определить вязкость масла можно по маркировке, указанной в названии. Умение расшифровывать маркировку моторного смазывающего вещества очень необходимо. В маркировку заложены основные сведения по техническим характеристикам вязкости, пригодности для работы при определенной температуре.
Что такое вязкость моторного масла
Вязкость масла — это степень сопротивления жидкостных слоев при изменении их температуры. Индекс вязкости зависит от изменения степени исходного вещества в момент повышения температуры. Густота масла определяется по цифрам, указанным в индексе, которые помогают выбрать подходящий вариант.
Вязкость моторных масел указывается по классификации SAE:
- Зимние масла SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w. Цифра в аббревиатуре указывает на морозостойкость. Буква — на тип.
- Летние. Обозначаются цифрой 30, 40, 50.
- Всесезонные. Используются для любых температурных режимов работы.
Также в степень вязкости по классификации SAE вносятся общие значения по кинетической и динамической вязкости, так как они влияют на общую структуру вещества.
Таблица масел для авто по вязкости и температуре
Все моторные масла с маркировкой SAE делятся на типы, по температуре влияния на вязкость. В основную цифру в названии вложена информация о длине вязкостных цепочек, которые являются частью исходного вещества. Эти цепочки разворачиваются при повышении температуры, обеспечивая устойчивость масла и его густоту.
Длина цепочек определяет количество их сворачиваний и разворачиваний. Чем длиннее цепочка, тем этих действий меньше, значит, дольше срок службы масла, а величина пробега до следующей замены больше. Определить вязкость в классификации SAE можно по таблице моторных масел по температуре их применения.
Марка SAE | Минусовая температура | Плюсовая температура |
-20W | 10 | 10 |
-15W | 15 | |
-10W | 20 | |
-5W | 30 | |
-0W | 35 | |
30 | 25 | |
40 | 40 | |
50 | 45 | |
0W-40 | 40 | 25 |
0W-30 | 40 | 35 |
5W-50 | 20 | 45 |
5W-40 | 25 | 30 |
5W-30 | 30 | 25 |
10W-30 | 20 | 25 |
10W-40 | 20 | 35 |
15W-40 | 15 | 40 |
20W-50 | 10 | 45 |
Как обозначаются свойства моторных масел в разных классификациях
Sae — не единственная классификация. Страны, в которых выпускается наибольшее количество авто, классифицировали моторные смазочные жидкости понятными для их покупателей маркировками. По сравнению с SAE, упор больше сделан на разделение моторных масел на категории по двигателям, для которых они подходят.
Маркировка по классификации API
Это Американская классификация института нефти. Согласно ей, масла делятся на 3 основные категории:
- S или Servise. В эту категорию входят смазки для двигателей, работающих на бензине.
- C или Commercial. Смазывающие вещества для дизельных агрегатов.
- EC или Energy Conserving масла для энергосбережения. Эти вещества самые маловязкие, предназначаются для бензиновых агрегатов.
Категории API делятся на классы по качеству смазывающих составов. Основных классов 2: для бензиновых и дизельных моторов.
Смазывающие жидкости для бензиновых двигателей маркируются следующим образом: SN, SM, SL, SJ, SH, SG, SF, SE, SD, SC, SB, SA. Первая буква означает тип применяемого топлива. Вторая — тип и процент сбережения топлива. Марка SN предназначается для современных, высокоэкономичных двигателей. Чем ниже обозначение в классификации, тем старше двигатель по году выпуска, то есть малоэкономичен.
Для дизельных двигателей API маркирует масла следующим образом: СJ-4, CI-4, CI-4, CH-4, CG-4, CF-2, CF-4, CF, СЕ, CD-II, CD, СС, СВ, СА. Самая современная марка — СJ-4. Дизельные масла маркируются в зависимости от года выпуска двигателя, его экономичности, количества вредных выбросов.
Расшифровка маркировки по стандарту ACEA
Это Европейская классификация. Она содержит 3 основные категории:
- А/В — совместима с дизельными и бензиновыми моторами старого поколения.
- С — для всех видов двигателей, если они соответствуют стандарту Euro-4.
- Е — для тяжелых дизельных агрегатов высокой мощности.
Далее категории делятся на классы:
- A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5 — для легковых авто с любым типом топлива. Эти классы отличаются высокой стойкостью к трению и защитой от коррозии.
- С 1, 2, 3, 4 — смазывающие жидкости для двигателей, выпущенных по стандарту Euro-4.
- Е 6 и 7 — смазки дизельных агрегатов, выпушенных по стандартам Euro-1,2,3,4.
Классификация по ACEA также делает упор на тип двигателя, не затрагивая температурные характеристики в процессе работы.
Обозначение вязкости по классификации ГОСТ
Стандартизация по ГОСТ делит смазывающие жидкости по пригодности для отдельных типов двигателей. Классов всего 6:
- А — для нефорсированных моторов;
- Б — с малым коэффициентом форсирования;
- В — среднефорсированные двигатели;
- Г — сильнофорсированные;
- Д — для сильнофорсированных, тяжелых агрегатов.
- Е — для моторов на дизельном топливе, с малым числом оборотов, но большой мощностью.
Классификация по ГОСТ включает в себя также цифровое обозначение вязкости. Например, марка М-10г2 расшифровывается как смазка с вязкостью 10, предназначенная для сильнофорсированных дизельных моторов.
В классификацию В, Г, Д входят двигатели тракторов и большегрузных машин. В группу Б и Г — легковых и грузовых автомобилей. Могут входить и двигатели легких дизельных генераторов.
Ну вообще обычно в магазинах они распределены на стендах, поэтому даже не зная маркировку не перепутаешь. Кроме того, многие производители печатают на упаковке мини табличку с рекомендациями и расшифровками.
Американская классификация мало что значит, у нас совсем другие авто, поэтому я больше следую международному стандарту, он применителен к автомобилям любого класса и производства.