Как проверить датчик холла в автомобиле и заменить

Датчик Холла в автомобиле — ведущее звено в бесконтактной системе зажигания. Любая неисправность сразу отобразится на работе двигателя. Поэтому каждый автовладелец должен знать, зачем нужен этот сенсор, уметь распознавать неисправности и проверять его работоспособность при помощи специальных приборов.

За что отвечает датчик Холла в автомобиле

Свое название он получил благодаря эффекту Холла, когда при помещении проводника с постоянным током в магнитное поле появляется поперечная электрическая разность потенциалов. По-другому это явление называют холловское напряжение.

Выглядит он в виде черной коробочки с тремя проводами. Прибор используется в автомобилях и других технических устройствах, где нужно определить угловое положение какого-нибудь вала.

Внешний вид датчика холла
Внешний вид датчика холла

В авто узел установлен для получения информации об угловом положении:

  • коленчатого вала;
  • распределительного вала;
  • трамблера.

Принцип работы датчика Холла:

  1. Магнитопроводная пластина имеет число прорезей, соответствующее числу цилиндров в двигателе.
  2. Во внутренней части пластины стоит постоянный магнит, с наружной — ответная сторона устройства.
  3. При вращении пластины на датчике появляется сигнал в виде импульсного напряжения, и ток уходит в коммутатор, где преобразуется и отправляется в катушку зажигания.
  4. Катушка повышает напряжение, превращая сигнал с сенсора в высоковольтный импульс, который создает искру на свечах.
Принцип работы датчика Холла
Принцип работы датчика Холла

Измеритель определяет положение поршней и влияет на команды для формирования искры. По тому же принципу работают датчики распределительного и коленчатого вала.

Признаки неисправности датчика Холла

Признаки неисправности холловского клингера:

  • коленчатый вал вращается, но мотор не запускается;
  • автомобиль едет рывками, не развивает полной мощности;
  • двигатель «троит»;
  • расход топлива увеличился;
  • мотор глохнет во время движения, особенно «на горячую».

Все эти симптомы связаны с потерей информации о том, в каком цилиндре поршень находится в верхней мертвой точке. Из-за этого ЭБУ двигателя на инжекторе или коммутатор на карбюраторе «не понимают», когда нужно подать искру.

Как проверить исправность датчика

Прежде чем проверять работу устройства, необходимо обладать минимальными знаниями автоэлектрики. Без них сделать это сложно.

Замер тестером выходного напряжения

Понадобится вольтметр или мультиметр. Порядок действий следующий:

  1. Установить предел измерений «20 Вольт постоянного тока».
  2. Приложить щупы к выходным контактам датчика.
  3. Включить измерительный прибор.
  4. Включить стартер или вращать коленчатый вал храповиком.
  5. Снять показания с прибора.
Проверка датчика холла мультиметром
Проверка датчика холла мультиметром

Внимание! Исправный элемент должен менять показания мультиметра от 0,4 до 11 В. Если показания ниже — узел неисправен.

Создание имитации датчика

Имитация работы устройства позволяет исключить его из проверки. Для этого нужно:

  1. Отсоединить разъем от сенсора.
  2. Выкрутить любую свечу зажигания.
  3. Подсоединить к ней бронепровод и положить на ГБЦ электродом поближе.
  4. Включить зажигание.
  5. Замыкать выходы 3 и 6 коммутатора.
  6. Наблюдать за искрой.

Если искра появляется, то сенсор неисправен и нуждается в срочной замене.

Установка заведомо исправного датчика на место проверяемого

Самый простой способ определить, работает датчик или нет, — подменить его сенсором с такой же машины. По результатам проверки можно легко сказать, рабочий элемент или нет. При этом нужно учесть следующие факторы:

  • датчики должны быть одинаковыми;
  • существует риск повредить исправный, если имеются проблемы с электропроводкой.

Если датчик с другой машины работает, то проверяемый – неисправен,  но если не работает, то проблема не в нем.

Проверка при помощи диагностического софта

Современные двигатели позволяют проверить деталь, используя программу диагностики. ЭБУ двигателя собирает необходимые параметры, и они отображаются в интерфейсе в виде таблицы.

Проверка при помощи диагностического оборудования
Проверка при помощи диагностического оборудования

Чтобы проверить датчик, необходимо сделать электронную диагностику:

  1. Включить зажигание.
  2. Подключить диагностический адаптер.
  3. Считать коды ошибок.

Если есть ошибки «неправильный сигнал ДПКВ» или «неисправность ДПРВ», значит, датчик нуждается в обязательном контроле.

Для этого нужно перейти в «параметры двигателя» и сделать их регистрацию:

  1. Запустить запись параметров: обороты двигателя и сигнал датчика коленвала.
  2. Остановить запись и проверить диаграмму.

Если ДПКВ исправен, то он должен выдавать диаграмму в виде зубьев, подобных тем, что стоят на шкиву. Неисправный сенсор дает ровную линию или неправильное количество зубьев. То же самое относится к элементу, расположенному на распределительном вале.

Как заменить датчик Холла своими руками

Для замены сенсора необходимо:

  1. Установить метки коленчатого и распределительного вала.
Метки коленчатого и распределительного вала
Метки коленчатого и распределительного вала
  1. Убедиться, что метки совпали, а поршень первого цилиндра находится в верхней мертвой точке.
  2. Снять трамблер и запомнить его положение.
Демонтаж трамблера
Демонтаж трамблера
  1. Вытащить вал трамблера.
Вал трамблера
Вал трамблера
  1. Отсоединить клемму.
Отсоединение клеммы
Отсоединение клеммы
  1. Открутить крепление и, отогнув регулятор, аккуратно вынуть сенсор из посадочного места.
Отсоединение креплений датчика
Отсоединение креплений датчика
  1. Очистить посадочное место от загрязнений при помощи сжатого воздуха.
  2. Установить новую деталь.
Установка новый датчик холла
Установка новый датчик холла
  1. Выполнить сборку в обратной последовательности.
  2. Убедиться в устранении неисправности, запустив двигатель.

Для замены узла на автомобилях с инжекторным двигателем необходимо:

  1. Отсоединить клемму датчика.
  2. Открутить крепление.
  3. Заменить неисправный элемент.

На современных моторах сенсор Холла находится на кронштейне блока цилиндров, рядом с зубчатым шкивом коленчатого вала, а второй — в районе крышки ГБЦ, на одном из распределительных валов.

Если элемент оказался исправным, то проблему надо искать в электрической проводке системы зажигания или коммутаторе. Устройство может не работать из-за электрического обрыва.

DriverAdviser.ru
Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Комментарии: 1
  1. Михаил

    Прочитал статью и понял, что сам с этим не справлюсь, лучше отвезти машину на СТО и довериться профессионалам.

Добавить комментарий