Проверка системы охлаждения двигателя — важная составляющая по уходу за техническим состоянием автомобиля. Охлаждение влияет на рабочий ресурс агрегата, его динамические возможности и эксплуатационные характеристики. Для предотвращения перегрева существуют профилактические мероприятия по уходу за отдельными частями системы.
- Диагностирование системы охлаждения двигателя
- Проверка на наличие выхлопных газов
- Проверка герметичности системы охлаждения
- Измерение давления в системе
- Проверка состояния крышки радиатора
- Проверка циркуляции охлаждающей жидкости
- Контроль уровня и состояния антифриза
- Обслуживание и ремонт системы охлаждения
Диагностирование системы охлаждения двигателя
Диагностика охлаждающей системы не требует вмешательства специалистов автосервиса. Ее можно проводить самостоятельно, имея минимальные навыки. Простой ежедневный осмотр поможет избежать дорогостоящего ремонта.
Проверка на наличие выхлопных газов
Выхлопные газы могут попасть в систему охлаждения в результате порчи прокладки головки блока цилиндров или появления трещины в блоке двигателя. Выхлопные газы в жидкости охлаждения определяются по следующим признакам:
- Цвет дыма. Испарение антифриза окрашивает выхлопные газы в белый цвет.
- Плохой нагрев печки, недостаточное охлаждение кондиционера.
- Протечка антифриза в картер.
- Плохой или неравномерный нагрев радиатора.
- Воздушные пузыри в расширительном бочке.
Диагностику можно провести 2 способами:
- Вынуть масляный щуп, проверить состояние масла. Его уровень не должен увеличиться. При протечке антифриза в картер масло белеет и пузырится.
- В случае попадания газов в антифриз, необходимо снять крышку с радиатора или расширительного бачка. Надеть на горловину воздушный шарик. При работе двигателя на холостом ходу шарик начнет надуваться, а воздух будет выходить из горловины.
Если шарик не надувается, а масло чистое, значит, прокладка цилиндров герметичная.
Проверка герметичности системы охлаждения
Для проверки герметичности необходимо:
- Визуально осмотреть патрубки, места их крепления, радиатор, крышки радиатора и расширительного бачка. Подтеки антифриза укажут на разгерметизацию. Некоторые разновидности антифризов имеют в составе флуоресцентные добавки, которые вызывают свечение жидкости при воздействии ультрафиолетового излучения. Эта способность помогает быстро найти утечку и устранить ее.
- Завести двигатель, включить печку, открыть крышку радиатора, подождать 5 минут. Появление воздушных пузырей в горловине радиатора укажет на подсос воздуха.
Чтобы устранить разгерметизацию, надо подтянуть хомуты, заменить испорченные патрубки. Если обнаружена трещина в радиаторе, её необходимо заварить.
Измерение давления в системе
Антифриз циркулирует под давлением от 50 до 130 кПа, в зависимости от модели и мощности автомобиля. Повышение давления приводит к закипанию антифриза, понижение — не позволяет прогреться двигателю, влияет на работу печки и кондиционера.
Проверяется давление двумя способами:
- Выкрутить крышку расширительного бочка, на её место установить манометр. Завести двигатель и дать ему прогреться. Давление варьируется от 1,2 до 2,2 бар. При повышении давления должен сработать клапан крышки радиатора. Если этого не происходит, а давление не поднимается, необходимо проверить систему на герметичность.
- При работающем двигателе пережать верхний патрубок радиатора. Если он мягкий, то давление слабое, значит, в систему попал воздух.
Проверка состояния крышки радиатора
Крышка радиатора не только обеспечивает герметичность, но и выравнивает давление охлаждающей жидкости. Элемент состоит из перепускного и атмосферного клапана. Перепускной регулирует давление при работающем двигателе, атмосферный — снижает давление и выравнивает уровень антифриза во время простоя.
Проверка крышки осуществляется следующим образом:
- Визуально осмотреть деталь на предмет коррозии, трещин, грязи под клапанами.
- Проверить упругость пружины. Она не должна легко сжиматься. Легкость сжатия не позволит удерживать клапан в седле.
- Открыть атмосферный клапан, удалить грязь в его седле. Клапан должен плотно прилегать к стенкам седла, без перекосов.
- Завести двигатель, пережать верхний патрубок. Твердость указывает на правильную работу клапанов крышки радиатора.
Важно! Любые коррозии на клапанах нельзя счищать наждачной бумагой. Это нарушит целостность и диаметр узла.
Проверка циркуляции охлаждающей жидкости
За циркуляцию жидкости отвечают термостат и помпа. Помпа работает от вращения двигателя и нагнетает воду под давлением. Термостат способствует быстрому повышению температуры. Он открывается при температуре 90°С, пропуская жидкость во всю систему, расширяя площадь циркуляции.
Для проверки необходимо:
- Запустить двигатель.
- Дать ему нагреться до 60-70°С.
- Проверить патрубок, соединяющий радиатор и термостат. Патрубок не должен быть горячим.
- После нагрева до температуры от 85 до 95 градусов, снова проверить патрубок. Он должен нагреться, значит, термостат сработал.
Важно! Если клапан термостата не сработал, деталь надо демонтировать и заменить.
Контроль уровня и состояния антифриза
Уровень жидкости проверяется по меткам на корпусе. Нормальным значением считается середина: между метками «МИН» и «МАКС». Повышение уровня указывает на наличие воздушной пробки, понижение — на утечку и разгерметизацию.
Качество охлаждающей жидкости влияет на время её нагрева. Запрещается использовать мутную жидкость с запахом гари. Необходимо следить за наличием масла в антифризе. Масляное пятно указывает на протечку из блока двигателя.
Обслуживание и ремонт системы охлаждения
Чтобы система охлаждения работала без сбоев, надо её своевременно обслуживать:
- Следить за качеством охлаждающей жидкости. Не смешивать антифризы, не приобретать дешевые подделки.
- Контролировать утечки.
- Проверять, своевременно ремонтировать и менять отдельные узлы.
- Делать промывание системы раз в 10 000 км пробега.
- Следить за состоянием электронных датчиков, вентиляторов, регуляторов.
Автомобиль требует постоянного ухода. Система охлаждения двигателя — не исключение. Самостоятельный ежедневный осмотр увеличит работоспособность автомобиля и снизит риски поломок.
Все современные автомобили оснащены датчиками температуры, поэтому делать постоянно техобслуживание надобности нет. Если охлаждающая жидкость потечет, это сразу покажет датчик.