Как проверить свечи накаливания на дизеле

Свечи накала — важная часть дизельного двигателя, без которой невозможен зимний пуск. Как и любая другая деталь автомобиля, нагреватели не вечны, поэтому каждый автовладелец должен уметь проверить прибором работоспособность свечей накала на дизеле. Они необходимы для прогрева камеры сгорания дизельного мотора перед пуском и поддержания правильного горения дизельного топлива на протяжении всей работы двигателя.

Признаки неисправности свечей накаливания

Существует несколько признаков неисправности данных устройств:

  • двигатель не запускается;
  • диагностика выдает ошибку по нагревателям;
  • лампа-индикатор не загорается или горит постоянно.

Свечи накаливания на некоторых автомобилях диагностируются. Так проще распознать неисправность. К примеру, если на панели значок-индикатор горит постоянно или не загорается вообще — спирали неисправны.

Перед пуском двигателя водитель включает зажигание, а на панели должен загореться значок в виде спирали. Через некоторое время он потухнет, после этого можно запускать мотор. Так индикатор говорит о том, что камера сгорания прогрелась.

Индикатор свечи накала

Если двигатель после этого не запустился, значит, свечи не включились. Поэтому на дизелях при неудачных попытках зимнего пуска всегда грешат на свечи накала.

Как проверить свечи накала на дизеле, не снимая с двигателя

Любая диагностика становится понятной и простой, когда деталь или устройство снимается с автомобиля. Однако проверить свечи накаливания можно и без снятия с мотора.

Лампочкой

Основная причина отказа устройства — обрыв спирали. Если цепь размыкается, то ток проходить не будет — простые законы физики.

Чтобы проверить спираль устройства, используется лампочка 12V:

  1. Электрод нагревателя накаливания подключить к плюсовой клемме аккумулятора через лампочку.
  2. Приложить корпус устройства к массе кузова.
  3. Если лампа загорается — спираль целая.
  4. Лампа не загорелась — нагреватель нуждается в замене.
Проверка свечей накала лампочкой
Проверка свечей накала лампочкой

Это простейший способ, который не защищает от неисправностей в виде короткого замыкания. Лампа будет «звонить» такую спираль, но свеча работать не будет.

Мультиметром

Проверить свечи накала на дизеле мультиметром проще. Прибор заменяет собой лампочку и омметр. Самая важная характеристика свечи при проверке мультиметром — сопротивление спирали. Для этого:

  1. Прибор перевести в режим замера сопротивления.
  2. Один щуп приложить к электроду, второй — к корпусу.
  3. Замерить сопротивление.
Проверка свечей накала мультиметром не снимая с двигателя
Проверка свечей накала мультиметром не снимая с двигателя

Норма электрического сопротивления на дизельных нагревателях: 0,7-1,8 Ом. Если сопротивление ниже, значит, спираль замкнута. Если устройство не звонится или сопротивление стремится к бесконечности — обрыв.

Мощным мультиметром измеряется потребляемый ток, включая тестер параллельно. Ток должен быть от 5 до 18 Ампер. Если устройство использует для работы две полосы — 50 Ампер. При обрыве спирали ток будет отсутствовать, при замыкании — возрастать многократно.

«На искру»

Интересный способ проверки дизельной спирали, очень похожий на проверку свечей зажигания в бензиновых моторах. Чтобы проверить таким методом нагреватели, необходимо:

  1. Отсоединить от центрального электрода свечи кабель.
  2. Взять изолированный провод небольшой толщины и намотать его оголенную часть на плюсовую клемму аккумулятора.
  3. Свободный конец провода слегка прикладывать к электроду.

Сильное искрение свидетельствует о том, что спираль целая и нагреватель исправен. Слабая искра или ее отсутствие говорят  о неисправности устройства.

Проверка свечей накала со снятием при помощи аккумулятора

Наглядный способ проверки — снять спираль и «подкинуть» на аккумулятор. Это означает, что их нужно подключить напрямую:

  1. Выкрутить свечу.
  2. Соединить центральный электрод при помощи провода с плюсом аккумулятора.
  3. Корпусом приложить устройство к минусовой клемме.
  4. Наблюдать, как происходит нагрев.
Проверка свечи накала при помощи аккумулятора
Проверка свечи накала при помощи аккумулятора

Исправность нагревательного элемента подтверждается быстрым нагревом до малинового цвета. Если разогрев происходит слишком долго, спираль неисправна и имеет слишком большое сопротивление. Это подтверждается проверкой при помощи тестера.

Время разогрева свечи: 2-5 секунд. Большее время свидетельствует о неисправности.

Правильный и неправильный нагрев свечи накала

Внимание! Проведение подобной проверки требует специальных навыков и опыта работы с автомобильным электрооборудованием. Ошибки при тестировании нагревательных устройств могут привести к пожару или термическим травмам.

Визуальная проверка на наличие дефектов и оплавленного кончика

Проверка тестером, лампочкой и аккумулятором выявят лишь электрические неисправности. Нередко устройство выходит из строя по банальным механическим дефектам. Первое, с чего лучше начать проверку свечей накала, — визуальный осмотр, не выкручивая. Внешние дефекты могут рассказать больше, чем мультиметр.

Неправильная затяжка нагревателя приводит к вибрациям и разрушению электрода. Устройства необходимо затягивать при помощи динамометрического ключа с определенным моментом. Для каждого двигателя или спирали момент прописывается в специальной инструкции. Усилие в большинстве случаев составляет 20 Нм.

Перетянутая свеча вытягивает резьбу и затрудняет дальнейший демонтаж, способствует снижению компрессии и нестабильной работе двигателя.

Если устройство затянуто слишком слабо, это приводит к перегреву свечи накала и быстрому выходу её из строя.

Самая распространенная неисправность — плавится кончик.

Возможные дефекты свечей накала
Возможные дефекты свечей накала

Причины:

  1. Топливо подается раньше положенного времени.
  2. Позднее зажигание или слишком низкая компрессия.
  3. Неисправность форсунок. Забитые форсунки неправильно распыляют солярку. Проверка допускается только на специальном стенде.
  4. Проблемы напорного клапана. Проверяется легко: откручивая трубку форсунки, наблюдается пена, а не солярка, просачивающаяся через стык.

К дефектам на нагревателе можно отнести трещины, вздутия и оплавления. Перегрев на дизелях бывает реже, чем на бензиновых моторах, но имеет место быть.

Заключение

Автосвечи накала необходимы дизельному мотору для холодного пуска и поддержания правильного горения смеси на протяжении всей работы. Для проверки таких устройств необходимо обзавестись мультиметром, контрольной лампой и любым источником питания 12V. Процедуру проверки, хотя бы поверхностно, должен знать любой автовладелец.

DriverAdviser.ru
Понравилась статья? Поделиться с друзьями
Комментарии: 1
  1. Олег

    Проверка на искру хоть и дедовский метод, но действенный, единственное, люди без опыта могут и не понять, что ни так.

Добавить комментарий