Порой перед владельцами авто встает вопрос выбора: газовые или масляные амортизаторы. Стойки влияют на управляемость авто, и подбор некачественных изделий всегда приводит к разочарованию от поведения машины на дороге. Автолюбители должны знать, как работают автомобильные амортизаторы, и в чем заключается выбор лучших.
Устройство и принцип работы автомобильных амортизаторов
Основной элемент подвески автомобиля — пружина. Наезд на неровности сопровождается сжатием пружины, которая гасит удар и не передает его на кузов. Изделие выполнено из упругого металла, поэтому оно разжимается и подбрасывает машину вверх, причем несколько раз. Такое явление называют колебанием пружины.
Колебания пружины для машины недопустимы. Они ухудшают управляемость, так как колеса теряют сцепление с дорожным покрытием. Чтобы нейтрализовать колебания, автопроизводители начали внедрять в подвеску стойки. Они:
- уменьшают крены автомобиля;
- препятствуют раскачке кузова на неровностях.
Амортизатор — механическое устройство, состоящее из двух полостей, заполненных маслом или труб. Одна труба встроена в другую, в ней имеется поршень со штоком, который играет роль второй части амортизатора. На поршне и днище трубы имеется по два клапана с разным сечением.
При работе стойки жидкость сжимается, определенные клапаны открываются, и она перетекает из одной трубы в другую или под поршень. При сжатии штока стойка работает быстро, а вот при разжимании он движется уже туго — это особенность работы клапанов. За счет этого пружина останавливается, колебания гасятся, жесткость подвески не страдает.
Газомасляные стойки имеют мало отличий от масляных аналогов, да и принцип действия тот же самый. Однако вместе с маслом в систему двух полостей закачивается газ, находящийся под давлением 4-20 атм. Чем выше давление, тем жестче элемент подвески, но по своим характеристикам она может быть похожа и на масляную.
Давление регулируется в зависимости от нескольких факторов:
- вес автомобиля;
- условия эксплуатации;
- дорожное покрытие;
- ожидание от автомобиля.
Если нужно получить спортивный болид на ровной трассе, давление повышают; если раллийную версию для плохих дорог — делают низкое давление.
Какие стойки лучше: масляные, газовые или газомасляные
Газовых систем не существует. Газовыми называют обычные газомасляные элементы. Выбирают тот или иной вид амортизатора в зависимости от рекомендаций автомобильного производителя.
Преимущества
Каждая стойка имеет свои достоинства и недостатки.
Плюсы масляных стоек:
- Такие амортизаторы мягче и комфортнее. Дело в том, что на масло оказывается меньшее давление, и работает он мягче.
- Масляные стойки в случае повреждения можно ремонтировать.
- Низкая стоимость. Затраты на производство масляного амортизатора меньше.
Плюсы газо-маслянных стоек:
- Высокая жесткость. Газ находится под большим давлением, что обеспечивает лучшую управляемость и наименьшую раскачку.
- На холоде характеристики стойки не меняются.
- Газомасляные амортизаторы служат на 50% дольше масляных.
Недостатки
Минусы масляных амортизаторов:
- Неправильная транспортировка, пузырьки воздуха и прочие факторы могут снизить эффективность такой стойки и даже вывести ее из строя.
- При низких температурах масло густеет, амортизатор работает слишком жестко, провоцируя удары внутри корпуса.
- При активной езде масляный амортизатор можно перегреть. Из-за этого жидкость слишком быстро перетекает из одной полости в другую, соответственно, польза от стойки быстро теряется.
Минусы газовых амортизаторов
- Довольно высокая стоимость из-за сложной конструкции.
- Большая жесткость, что негативно влияет на комфорт от поездки.
- Жесткие стойки быстро выводят из строя другие элементы подвески.
Внимание! Ответить на вопрос о том, какой из амортизаторов жестче, нельзя. Это зависит от настройки конкретной стойки в машине. При равных условиях в виде корпуса, марки и модели автомобиля, газомасляные будут жестче.
ТОП-7 лучших фирм производителей амортизаторов
Среди множества различных производителей деталей подвески следует отметить 7 лучших.
Место в рейтинге | Марка | Страна-производитель | Цена в руб. |
7 | Koni | Нидерланды | 6100 |
6 | Tokico | Япония | 4800 |
5 | Bilstein | Германия | 3700 |
4 | Monroe | США | 5400 |
3 | KYB | Япония | 4700 |
2 | Sachs | Германия | 4200 |
1 | Boge | Германия | 4500 |
Koni
Голландская компания выпускает около 2500 различных элементов подвески на огромное количество марок и моделей автомобилей. Особенность деталей компании Koni — их маркировка в виде цветовой схемы на запчастях — для каких нагрузок и каким авто подойдет их продукция. Большинство стоек Koni имеют регулируемые настройки и подбираются почти к любым автомобилям.
TOKICO
Качество запчастей достигается повышенным контролем всего за двумя заводами в Японии. Tokico не использует двойные мировые стандарты, предусматривающие свои требования к продукции, выпускающейся для вторичного и конвейерного рынка. По качеству «Токико» превосходит американские и европейские аналоги. Но пользователи обходят их стороной.
Bilstein
Немецкая фирма занимается производством запчастей подвески с начала прошлого века. Но в 1954 году «Бильштайну» удалось создать узел однотрубной конструкции. Уникальное инженерное решение позволило сохранить высокую управляемость автомобиля. Запчасти Bilstein имеют среднюю цену и соответствующее качество.
MONROE
«Монро» — самый старый производитель элементов подвески в мире. Американская компания снабжает своей продукцией мировой рынок запчастей. Амортизаторы Monroe прославились на весь мир, когда на свет вышли стойки с электронно-регулируемыми параметрами. Несмотря на высокую стоимость, идея пришлась по вкусу всем, и не только в США.
KYB
Поклонников знаменитой «Каябы» очень много. Это одни из лучших японских амортизаторов, на которые даже в России дают гарантию. KYB предлагает покупателям самые различные стойки: один и тот же автомобиль может получить более комфортные детали для спокойной езды или продвинутые, жесткие стойки для дрифта, или других испытаний на дорогах. Практически все японские и китайские машины оснащаются деталями подвески от «Каябы».
Sachs
Компания входит в тот же концерн, что и Boge. По качеству не уступает своим конкурентам. Запчасти фирмы сочетают в себе сбалансированные качества комфортных, спортивных и даже внедорожных стоек. Фирма производит амортизаторы для отечественных автомобилей марки ВАЗ, УАЗ, ГАЗ, а спортивные версии стоек устанавливают даже на болиды Формулы-1.
Boge
Компания производит амортизаторы для Volvo, Mercedes-Benz, Renault и автомобилей группы VAG. Огромный ассортимент — почти 4000 разновидностей стоек, подходящих на большинство автомобилей мира. Самое приятное в таком многообразии — доступная цена запчастей. Но при этом немного страдает качество.
Заключение
Выбирая масляные или газомасляные амортизаторы, необходимо смотреть в сторону потребностей и ожиданий от автомобиля.
Если машина эксплуатируется в тяжелых условиях, на плохих дорогах и под постоянной нагрузкой, то имеет смысл взять бюджетные масляные амортизаторы. Нет никакого смысла покупать дорогие газомасляные амортизаторы для автомобиля, который используется как рабочий и нещадно эксплуатируется.
Когда основная часть эксплуатации приходится на ровный асфальт или условия Крайнего Севера, наиболее предпочтительны будут стойки с газомасляным наполнением.
Тут зависит все от автомобиля, если отечественный то масляные и газо-масленые хороший вариант. Последний подходит и для европейских производителей, а вот японские автомобили более привередливы.